СЕЙЧАС В ЭФИРЕ:
SOFI TUKKER– BEST FRIEND
Новость
9 декабря 2017 в 20:00
Эволюция кинообраза: Котики на экране


Разнообразная милота и всяческое «ми-ми-ми» стали неотъемлемой частью истории кино с самых первых лет его существования.

Эволюция кинообраза: Котики на экране

30 ноября в российский прокат вышел документальный фильм «Город кошек» - портрет Стамбула, показанный через призму историй семи котов. Лента Джейды Торун покорила и критиков, и зрителей, собрав в мировом прокате уже почти 3 млн долларов. Отдавая должное создателям картины (все-таки чтобы снять фильм с участием таких привередливых актеров, как кошки, надо иметь огромный запас терпения), КиноПоиск вспомнил, какими котики представали на экране в истории кино.

Первопрокотцы и звезды

Любопытно, что котики попали на пленку раньше, чем официально родился кинематограф. В 1894 году один из первооткрывателей движущихся картинок, Уильям Диксон, снял 20-секундный фильм «Кошачий бокс», в котором два котика на миниатюрном ринге и в миниатюрных перчатках участвовали в «ожесточенной» схватке.

В «Дневнике Анны Франк» Orange играл роль кота Муши, в сай-фае «Этот остров Земля» - кота Нейтрона. Он принимал участие в сериале «Бэтмен» и «Мой любимый марсианин», но его самая известная роль — в «Завтраке у Тиффани», где ему позволили сделать то, о чем иные представители сильного пола могли только мечтать: Orange разбудил Одри Хепберн, несколько раз потрогав ее спину лапкой.

«Завтрак у Тиффани»


От документалистики к игровому кино

«Худшее Рождество сердитой кошки»


В 2013 году попытку препарировать кошачью душу предпринял канал BBC, сняв сериал «Тайная жизнь кошек». Нацепив на 50 котиков датчики GPS и другую считывающую аппаратуру, исследователи попытались понять, как ведут себя кошки, когда за ними не наблюдают люди. Ничего неожиданного: оказалось, что они негласно делят между собой территорию и стараются не заходить за границы своей, чтобы избежать конфликтов с другими животными.

«Уличный кот по кличке Боб»

Самый последний интересный эксперимент - фильм «Уличный кот по кличке Боб». Наверное, это первый кошачий байопик, где кот играет самого себя — в фильме воспроизведена его реальная история.

Смерть и жизнь в кошачьих глазах

Памятуя о дикости и хладнокровии этого зверя, на протяжении всей истории кино режиссеры вскрывали сущность кошек в триллерах и фильмах ужасов. Самый безобидный вариант - превратить котика в немого свидетеля роковых событий («Наследие», «Чужой», «Исчезнувшая»), где лишь крупный план суженных черных зрачков да оскаленные зубы вселяют в зрителя страх и придают истории зловещий характер.

Другой вариант - сделать из мурзика жестокого убийцу, который не обладает ни логикой, ни состраданием к жертве, о чем, между прочим, предостерегали еще лучшие писатели вроде Эдгара Алана По или Стивена Кинга (смотрите, например, его «Кошачий глаз»).

«Кошачий глаз»


Последний шаг - показать в ленте групповое нападение кошек, сбивающихся в стаю, как хичкоковские птицы. Несмотря на то, что в одной из серий «Южного Парка» подобная сцена рождает весьма комический эффект (см. эпизод «Кошачья оргия»), в фильмах «Преисподняя» и «Лунатики» та же самая ситуация бросает в дрожь, и кажется, что урчащее под боком создание уже что-то затевает.

В «Реаниматоре» мертвый черный кот становится Франкенштейном и покушается на жизни своих воскресителей. Ну а в «Сказке с темной стороны» черный кот убивает так, что комар носа не подточит — случайно путается под ногами на лестнице, случайно укладывается спать на лицо спящей героини, случайно юркает под педаль тормоза в автомобиле. И чем случайнее, тем страшнее.

Котики знают больше любого человека, слышат дальше и видят глубже (саму изнанку мира). Потому, когда в «Привидении» Джерри Цукера котик Флойд распознает призрака погибшего жениха героини, шикает на него и шарахается, зрителям даже удивляться нечему. Они особенные, они знают все тайны. А чтобы подчеркнуть избранность котиков на экране, режиссеры нередко делают одно и то же — вешают им на шеи светящиеся ошейники, колокольчики или бубенчики. Так нагляднее («Колокол, книга и свеча», «Эта дикая кошка», «Кот из космоса»). Своего рода апофеоза ответственности и значимости образ котика достигает в культовом фильме «Люди в черном».

«Люди в черном»


В сказке для взрослых «Три жизни Томазины» хвостатому любимцу отводится едва ли не божественная роль. В фильме звучит красивая легенда о котике в очках, с которого ни в коем случае нельзя их снимать. Если это сделать, то случится буря, шторм. Он взглянет на людей и увидит их такими, какие они есть на самом деле. Каждый человек тогда окрасится в цвета своих мыслей и чувств: лгуны и фарисеи станут фиолетовыми, изменники и изменницы — желтыми, как сера, а влюбленные — красными, как дикий мак. Пророчество сбывается: герои меняют окрас, как пасхальные яйца, и зрителю остается только гадать о собственном цвете — если вдруг явится котик.

Кот — соратник и друг

Нередко котикам уготована в фильмах роль верного и единственного друга одинокого человека. Они необычайно дружелюбны и способны ужиться даже с теми, кого собратья по крови на дух не переносят. Например, в «Долгом прощании» Роберта Олтмена частный детектив Марлоу делит кров с рыжим привередой, который однажды, к ужасу хозяина, сбегает. «Пойдем, Марлоу, разговор есть». - «Я кота ищу». - «Забудь о нем, пошли». - «Забыть о коте?! Серьезно?»

А в драме «Гарри и Тонто» котик - единственный друг ворчливого старика-вдовца, которого тот берет в путешествие по Штатам. Хозяин проявляет к нему такую заботу, что завидует даже продавец в магазине: «Да этот кот питается лучше меня!» Или в «Звездном пути» трогательный андроид Дейта, мечтающий приблизиться к человеческому облику, находит утешение именно в коте по кличке Спот и даже сочиняет в его честь оду. Увы, большим успехом у людей она не пользуется.

Что же до одного из самых знаменитых котиков-друзей, так это белоснежный питомец Корбена Далласа в «Пятом элементе». Прежде чем отправиться спасать человечество, одинокий герой Брюса Уиллиса заботится о своей кошке, потому что, в отличие от женщин, «кошки всегда возвращаются». Остается только гадать, кто же кормил животное, пока Корбен спасал мир.

«Пятый элемент»


Знаменитая сцена в «Крестном отце», когда дон Корлеоне выслушивает мольбу гробовщика Бонсеры, поглаживая котика, пришла в голову Фрэнсису Форду Копполы спонтанно: «Я видел, как эта кошка бегает по съемочной площадке. Мы как-то не обращали на нее внимания. И тут меня посещает интересная мысль задействовать ее в кадре. Я беру ее и молча кладу Марлонуна колени. Он не сопротивлялся, потому как очень любил животных и детей. Вот таким образом и появилась эта кошка». Всего одна маленькая деталь очеловечила крестного отца и многое сообщила зрителю о старости: он больше не мстительный убийца, а дедушка, который заботится о семье, играет с внуком и помирает среди непоспевших зеленых помидоров.

«Крестный отец»


Наконец, даже внешний вид кота способен многое прояснить в характере его хозяина. Достаточно вспомнить несчастного перса Доктора Зло по кличке Бигглсуорт, что потерял всю шерсть в результате криозаморозки, став в результате почти точной копией своего владельца («Остин Пауэрс: Человек-загадка международного масштаба»).

«Внутри Льюина Дэвиса»


Не менее похожи на хозяйку и обшарпанные котики, которыми швыряется направо и налево знаменитая Сумасшедшая Кошатница из 
«Симпсонов». В одной из серий зрителям все-таки объясняется ее трагическая судьба: из-за пристрастия к алкоголю целеустремленный юрист Элеонора однажды завела первого в жизни котика. И все, пошло-поехало.

Уже не кошки, еще не люди

Высокая и низменная культура — так уж получилось — всегда угадывала в женщине кошку. Кинематограф здесь только продолжил давнюю традицию, отождествив двух прекрасных созданий сначала на уровне слов («Кошка на раскаленной крыше», «Из-за кошек», «Быстрее, кошечка! Убей! Убей!»), а затем и визуально — в поворотах головы и походке, в прямой осанке и острых коготках. Иногда кошачьи повадки переплавлялись в женских образах и становились сексуальностью, страстью, похотью, а иногда, наоборот, выражались в дьявольском остроумии и умении вовремя уйти, вильнув хвостом.

«Бэтмен» (1989)


Популярная героиня комиксов Женщина-кошка, не раз воплощенная на экране, уже не человек (
«Бэтмен возвращается»«Женщина-кошка»«Темный рыцарь: Возрождение легенды»). Она карабкается по стенам, носит слишком обтягивающий кэтсьют и бравирует иголками от швейной машинки, приделанными к ногтям. Она, настоящая красавица, нежеланна уже ни мужчинами, ни котами. Она симбиоз, гиперболизированный образ, возможный лишь в фантастическом пространстве Готэма.

«Шрек 2»


Интересно, что и котики, становящиеся в фильмах людьми или котолюдьми, обречены потерять свою идентичность. Режиссерам приходится искать для них новые миры, а то и вовсе оживлять с помощью мультипликации. Так, человекоподобный Кот в шляпе в 
фильме Бо Уэлша является к детям и до одури их пугает. Кот в сапогах — отважный рыцарь из «Шрека 2» — умеет делать такие проникновенные глаза-блюдца, словно пародирует всех котов на свете вместе взятых. Ну а Матроскин троллит Шарика с таким знанием вопроса, что уже людям до него далеко.

Источник: kinopoisk

Нажми на баннер, чтобы скачать бесплатное приложение Europa Plus TV для Android и iOS!

Голосуй:
0
Новости по теме
комментарии
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться
СЛУШАТЬ РАДИО ON-LINE
Все права на картинки и тексты принадлежат
их авторам. Сайт может содержать контент,
не предназначенный для лиц младше 18 лет.